ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона N2 448902-6
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерацию"
Счетная палата Российской Федерации в соответствии со статьями 13 и
24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. .N'241-ФЗ «О Счетной палате
Российской Федерации» рассмотрела проект федерального закона N!! 448902~6
«О внесении изменении в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (о лицензировании деятельности
по управлению многоквартирными домами) (далее - законопроект), и сообщает
следующее.
1. Статьей 1 законопроекта вносятся изменения в Жилищный кодекс
Российской Федерации в части наделения органов государственной власти
субъектов Российской Федерации собственными полномочиями по
лицензированию деятельности по управлению многоквартирным домом, по
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том
числе по осуществлению лицензионного контроля, а также по организации
процедуры выдачи квалификационных аттестатов.
При этом статьей 4 законопроекта предлагается внести изменения в
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных
видов деятельности» (далее - Федеральный закон), распространив его действие,
в том числе на лицензирование деятельности по управлению многоквартирным
домом и по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Магазин Уверенности
Вместе с тем следует отметить, что концепция лицензирования указанной
деятельности, предусмотренная законопроектом, не соответствует концепции
лицензирования отдельных видов деятельности, закрепленной Федеральный
законом № 99-ФЗ.
Так, согласно подпункту 4 статьи 3 и статье 11 Федерального закона
N 99-ФЗ полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности,
являются полномочиями Российской Федерации, финансовое обеспечение
которых является расходным обязательством Российской Федерации, и
осуществляются федеральными органами исполнительной власти.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут
осуществлять полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности,
предусмотренных Федеральным законом 99-ФЗ, только в рамках переданных им
полномочий от Российской Федерации.
Таким образом, принятие законопроекта в предлагаемой редакции
приведет к коллизии правовых норм, последствиями которых будет 2
невозможность осуществления лицензирования деятельности по управлению
многоквартирным домом и по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме.
Кроме того, предлагаемая редакция статьи 1 и подпункта 1 статьи 4
законопроекта не оговаривают источники финансового обеспечения новых
расходных обязательств по лицензированию указанной деятельности.
В связи с этим, учитывая положения статьи 11 Федерального закона
№ 99-ФЗ, согласно которой финансовое обеспечение деятельности
лицензирующих органов, связанной с лицензированием, является расходным
обязательством Российской Федерации, принятие законопроекта потребует
дополнительного выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета
на реализацию полномочий, предусмотренных законопроектом.
Однако финансово-экономическое обоснование к законопроекту не
содержит расчет потребности в бюджетных ассигнованиях федерального
бюджета на реализацию законопроекта.
Следует отметить, что проектируемой статьей 202 Жилищного кодекса
Российской Федерации за уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти закрепляются
полномочия по ведению федерального реестра лицензий, реестра
дисквалифицированных лиц, что также потребует дополнительных бюджетных
ассигнований из федерального бюджета.
2. Статьей 1 законопроекта, предлагается дополнить Жилищный
кодекс Российской Федерации разделом Х, устанавливающим перечень видов
работ (услуг), относящихся к лицензированию деятельности по управлению
многоквартирным домом и по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, а также порядок (принятие решения о выдаче либо об
отказе в выдаче лицензии, решений о прекращении, приостановлении, об
аннулировании лицензии и т.д.), лицензионные требования и условия.
Следует отметить, что содержание проектируемого раздела Х
практически дублирует положения Федерального закона. № 99-ФЗ.
Учитывая, что законопроектом указанная деятельность отнесена к видам
деятельности, подлежащим лицензированию в соответствии с Федеральным
законом № 99-ФЗ, дублирование норм в проектируемом разделе Х является
избыточным.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона № 99 федеральными
законами могут устанавливаться особенности лицензирования, в том числе в
части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока
действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и 3
возобновления действия лицензии по тем видам деятельности, которые
непосредственно закреплены в указанной статье.
Однако статьей 4 законопроекта соответствующих изменений в пункт .4
статьи 1 Федерального закона № 99-ФЗ не вносится. Следовательно,
установление особенностей лицензирования деятельности по управлению
многоквартирным домом и по содержанию и ремонту общего имущества IВ
многоквартирном доме, предлагаемых разделом Х в части решения о
предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока
ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, не
соответствует требованиям Федерального закона № 99-ФЗ.
3. Проектируемые статьи 193 и 204 Жилищного кодекса Российской
Федерации в качестве дополнительных лицензионных требований
устанавливают обязательное требование о наличии у должностного лица
лицензиата (соискателя) лицензии квалификационного аттестата, который
выдается на основании квалификационного экзамена.
При этом из указанных статей не ясно, о каком квалификационном
экзамене идет речь и при каком образовательном учреждении создается
комиссия по приему квалификационного экзамена.
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 т.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документ квалификации
выдается образовательным учреждением и подтверждает
повышение или присвоение квалификации по результатам профессионального
обучения или дополнительного профессионального образования.
Учитывая, что на сегодняшний день образовательные программы по
подготовке специалистов по управлению многоквартирными домами
отсутствуют, реализация норм, закрепляемых в проектируемых статьях 193 и 204
Жилищного кодекса Российской Федерации, которые согласно статье
8 законопроекта должны будут вступить в силу с 1 сентября 2014 года,
невозможна.
4. Проектируемой статьей 194 Жилищного кодекса Российской
Федерации устанавливается требование об обязательном приложении к лицензии
перечня домов, в отношении которых лицензиат осуществляет
деятельность по управлению и без которого лицензия признается
недействительной. Указанное требование фактически предполагает не только
лицензирование видов деятельности, но и в том числе регулирование объемов
работ по управлению многоквартирными домами, так как решение органов
государственного жилищного надзора об исключении домов из приложения к
лицензии является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по
управлению указанным домом. 4
5. Законопроектом предлагается урегулировать порядок и действия
уполномоченных и заинтересованных лиц в случае прекращения деятельности по
управлению многоквартирными домами в связи с приостановлением действия
лицензии или исключением сведений о многоквартирном доме из приложения к
лицензии. Процесс замены управляющей организации составляет от тринадцати
дней до двух и более месяцев. В этот период организация, лишенная лицензии,
обязана будет обеспечить надлежащее управление многоквартирным домом, а
собственники внести плату за все коммунальные услуги непосредственно
ресурсоснабжающим организациям. Поскольку из пояснительной записки к
законопроекту не ясно, проработан ли вопрос о возможности ресурсоснабжающих
организаций производить расчеты с каждым собственником, оценить риски
влияния этой функции на увеличение тарифов по коммунальным услугам
представляется затруднительным.
6. Статьей 3 законопроекта предусматривается внесение изменений в
статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях в части дополнения ее новыми частями, устанавливающими
ответственность за осуществление деятельности по управлению
многоквартирными домами без лицензии.
При этом размеры административных штрафов, которые предлагается
установить в отношении физических лиц и должностных лиц, не соответствуют
пределу размера административного штрафа, установленного статьей 3.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным законопроект Счетной палатой Российской
Федерации не поддерживается.
|