14:14 СПРАВКА О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЖКХ | |
Действующее жилищное законодательство содержит большое количество нормативных правовых актов, в которых используется понятие потребитель. Зачастую оно используется совершенно в противоположных значениях. Даже в такой, сравнительно узкой сфере отношений как жилищно-коммунальное хозяйство, существуют, по крайней мере, несколько определений потребителя. По смыслу этих определений, потребителями в сфере ЖКХ являются все лица, приобретающие по договору коммунальный ресурс - воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. В том числе ТСЖ, управляющие организации, юридические лица, осуществляющие пользование помещениями, в том числе и нежилыми. Так, в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в ред. от 04.05.2012 г.) (далее – Правила) потребителем называется лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. То есть потребителем Правила признают фактически любое лицо - физическое или юридическое, являющееся собственником помещения, арендатором, нанимателем помещения или членом семьи граждан - собственников и нанимателей, на законных основаниях потребляющее коммунальные услуги. В результате в потребители попадают как граждане, так и юридические лица, в том числе ТСЖ, ЖСК, управляющие организации, а также индивидуальные предприниматели, занимающие помещения (жилые и нежилые) в многоквартирном доме, индивидуальные жилые дома, потребляющие коммунальные услуги. Такие определения не имеют ничего общего с понятием потребителя, как оно дается в Законе РФ от 07 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»). По Закону РФ «О защите прав потребителей»: 1. Потребитель, это гражданин, физическое лицо. Ни при каких условиях потребителем в целях указанного Закона не может быть признано юридическое лицо или публичное образование. 2. Потребитель – это гражданин, не только заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги), а также использующий товары (работы, услуги). 3. Потребитель приобретает или заказывает товары и услуги исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. 4. Потребитель заказывает, приобретает, использует товары (работы, услуги) на возмездной основе. Исходя из этих признаков, и учитывая, что в жилищно-коммунальной сфере граждане приобретают и заказывают на возмездной основе коммунальные услуги; работы по содержанию и ремонту жилых помещений; работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, можно сделать следующий вывод: потребители в жилищно-коммунальной сфере - это граждане, приобретающие, заказывающие или использующие по возмездным договорам коммунальные услуги, а также услуги (работы) по содержанию и ремонту жилых помещений, общего имущества многоквартирного дома. Причем в эту группу входят все граждане, на законных основаниях пользующиеся жилыми помещениями (собственники, наниматели, члены их семей, временно проживающие жильцы, а также граждане, проживающие в специализированном жилом фонде). Соответственно, под исполнителем в ЖКХ понимается организация (индивидуальный предприниматель), предоставляющие потребителям коммунальные услуги по возмездному договору, выполняющие работы, обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов и жилых домов. Наиболее проблематичным является применение Закона РФ «О защите прав потребителей» к отношениям, возникающим из оказания услуг (выполнения работ) по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Это объясняется тем, что собственники многоквартирных домов «коллективно» приобретают услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома. И отдельному потребителю практически невозможно реализовать свои потребительские права. В то же время каждый житель многоквартирного дома пользуется результатом этих услуг (работ) для личных, семейных нужд, связанных с безопасным и комфортным проживанием в принадлежащем ему жилом помещении. Наиболее перспективным решением этой ситуации является подача общественными объединениями потребителей исков в защиту неопределенного круга потребителей. При реализации и защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг следует учитывать, что наряду с общими положениями о качестве услуг (работ), содержащимися в Законе РФ «О защите прав потребителей» нужно руководствоваться критериями качества, прописанными в Жилищном кодексе РФ, Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491; Правилах предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства от 06 мая 2011 г. № 354; технических регламентах. Основные параметры качества коммунальной услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354:1. Бесперебойное круглосуточное снабжение ресурсом либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам.2. Соответствие состава свойств коммунального ресурса требованиям законодательства о техническом регулировании. В Приложении № 1, в частности, указано, что: холодная вода должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01; горячая вода по температуре в точке водоразбора, составу и свойствам должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09); напряжение и частота электрического тока должны соответствовать ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92; свойства подаваемого газа должны соответствовать ГОСТ 5542-87. Приведенные в приложении № 1 к Правилам № 354 ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы. Критерии качества содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со ст. 161 ЖК РФ:а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянная готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Исходя из сказанного:
| |
Категория: Защита прав потребителей | Просмотров: 948 | Добавил: ekb |
Всего комментариев: 0 | |