23:27 О раскрытии информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами | |
О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ Авторы:Соколова Ирина Евгеньевна, руководитель правового управления Объединения потребителей России Березовская Татьяна Борисовна, руководитель юридического отдела Объединения потребителей России Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования этим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Функции управления многоквартирным домом чаще всего доверяют организации, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - управляющая организация). Договор управления многоквартирным домом с такой организацией заключает каждый собственник помещений, а если в доме организовано товарищество собственников жилья или жилищный кооператив интересы собственников в договоре управления представляют органы управления этих организаций. Статья 161 Жилищного кодекса РФ обязала управляющие организации обеспечить свободный доступ к информации о порядке и условиях управления многоквартирными домами. Перечень сведений, которые должны быть доведены до граждан, сроки, порядок и способы, которыми эти сведения должны предоставляться изложены в Стандарте раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 (в редакции от 06.02.2012). В соответствии со Стандартом лица, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домам, обязаны обеспечить свободный доступ неограниченного круга лиц к следующей информации, независимо от цели ее получения: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе, кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности; в) сведения о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества; е) сведения о тарифах на коммунальные ресурсы. Подробнее о составе раскрываемой информации расскажем далее. ГДЕ ДОЛЖНА РАСКРЫВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИЯ 1. Раскрывать информацию управляющие организации, ТСЖ и кооперативы обязаны в сети Интернет: А). На официальном сайте www.minregion.ru, который определен приказом № 543 от 24.11.2011 Министерства регионального развития РФ. Б). На одном из следующих сайтов, определяемых их по выбору: - сайт управляющей организации (Стандарт «разрешил» ТСЖ и кооперативам не иметь своего сайта); - сайт органа исполнительной власти субъекта РФ или сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого осуществляется их деятельность. Адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, должен быть размещен на информационных стендах (стойках) и сообщаться по запросу потребителей. Отсутствие информации на сайтах допускается только на территориях, где отсутствует доступ к сети Интернет. 2. Управляющие организации обязаны разместить информацию, подлежащую раскрытию, в официальных печатных средствах массовой информации, которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации, осуществляют свою деятельность. От этой обязанности ТСЖ и кооперативы освобождены. Сведения об изданиях, в которых размещена информация, управляющие организации обязаны разместить на информационных стендах (стойках) и сообщать по запросу потребителей. 3. Управляющие организации обязаны раскрыть информацию на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации, которые размещаются в местах доступных неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени управляющей организации. ТСЖ и кооперативы размещают информацию на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников. 4. Раскрытие информации управляющими организациями может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. ТСЖ и кооперативы делать это не обязаны и могут принимать электронные обращения и отвечать на них при наличии технической возможности. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в печатных изданиях, управляющая организация, ТСЖ и кооператив имеют право, не раскрывая информацию, сообщить адрес сайта и (или) наименования и реквизиты печатного издания, где была размещена информация. Письменный запрос подлежит регистрации в день его поступления с присвоением ему регистрационного номера и проставлением соответствующего штампа организации. Ответ на запрос обязаны дать в 20-дневный срок, причем управляющая организация может направить его почтой или выдать лично заявителю в своем офисе, а ТСЖ и кооперативы обязаны вручить лично по адресу фактического местонахождения органов их управления. На запрос, поступивший в электронной форме, управляющая организация обязана ответить в течение 2, а ТСЖ и кооператив - в течение 5 рабочих дней, причем ответ должен содержать текст запроса потребителя, запрашиваемую информацию, фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, который направил информацию потребителю. ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ РАСКРЫТИЮ Общая информация об управляющей организации Управляющая организация обязана сообщить следующие сведения: а) свое фирменное наименование, фамилия, имя и отчество руководителя или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации); в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты; г) режим работы, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками организации и работы диспетчерских служб; д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении, с указанием их адресов и общей площади помещений; е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием их адресов и оснований расторжения; ж) сведения о членстве в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций. Общая информация о ТСЖ или кооперативе ТСЖ или кооператив обязаны раскрыть следующие сведения: а) наименование товарищества или кооператива; б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения, наименование органа, принявшего решение о регистрации); в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления, контактные телефоны председателя правления, членов ревизионной комиссии, а также адрес электронной почты (при наличии); г) режим работы органов управления, в том числе часы личного приема граждан; д) фамилии, имена и отчества членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии; е) сведения о членстве товарищества или кооператива в объединениях этих организаций. Показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации В перечень раскрываемых показателей входят следующие сведения: а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; Врезка: Стандарт предписывает годовую бухгалтерскую отчетность размещать в виде копий, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печатью этой организации (подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации), а при размещении в сети Интернет - в виде электронной копии документов с обязательным отображением подписей руководителей и печатей организаций. б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов). Показатели финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ или кооперативов Стандарт обязывает товарищества и кооперативы раскрывать такие показатели: - годовую бухгалтерскую отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; - сметы доходов и расходов на текущий год и год, предшествующий текущему году; - отчет о выполнении сметы доходов и расходов за год, предшествующий текущему году; - протоколы общих собраний их членов, заседаний правления и ревизионной комиссии, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества и предоставления коммунальных услуг; - заключения ревизионной комиссии (ревизора) по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году; - аудиторские заключения за текущий год и за 2 года, предшествующих текущему году; - информацию о размере обязательных платежей и взносов, установленных общим собранием для своих членов; - сведения об образовании специальных фондов, в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества, с указанием размера таких фондов. Информация об услугах по содержанию и ремонту общего имущества Управляющая организация обязана раскрыть информацию о тех услугах по содержанию и ремонту общего имущества, которые оказываются самой управляющей организацией: а) услуги, оказываемые в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе: - услуги по обеспечению поставки коммунальных ресурсов; - сведения о заключении от имени собственников помещений договоров об использовании общего имущества на условиях, определенных решением общего собрания (например, договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); - иные услуги по управлению домом (охрана подъезда, коллективных автостоянок, учет собственников помещений, и т.п.). Врезка: Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Ст. 162 Жилищного кодекса РФ Информация о стоимости работ управляющей компании Информация должна содержать: - описание, периодичность выполнения, результат каждой работы; - гарантийный срок (в случае, если гарантия предусмотрена законом или предлагается управляющей организацией); - описание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества; - стоимость каждой работы в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений, на 1 пог. метр инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.). Сведения о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества, раскрываемые управляющей компанией Управляющая организация обязана раскрыть следующую информацию: а) проект договора управления, который заключается с собственниками помещений, ТСЖ и кооперативами, который должен содержать все существенные условия; Врезка: В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны следующие существенные условия: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления. Ст. 162 Жилищного кодекса РФ б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: - план работ на срок не менее 1 года, с указанием периодичности, сроках и факте их выполнения, а также сведения о причинах отклонения от плана; - перечень мер, направленных на снижение расходов на выполняемые работы; - сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества, за нарушения качества коммунальных услуг, за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год. Сведения о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества, раскрываемые ТСЖ или кооперативом ТСЖ или кооператив, раскрывая такую информацию, обязаны сообщить следующие сведения: - годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, а также описание каждой работы (услуги); - отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг; - сведения о заключении товариществом или кооперативом договоров об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, а также иных договоров, которые обеспечивают содержание и ремонт общего имущества и предоставление коммунальных услуг, с указанием сторон этих договоров, сроков и стоимости по каждому договору отдельно; - сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ, данные о количестве случаев снижения платы по таким фактам. Сведения о тарифах на коммунальные ресурсы В рамках этой информации раскрытию управляющей организацией, товариществом или кооперативом подлежат следующие сведения: а) перечень коммунальных ресурсов, которые закупаются у ресурсоснабжающих организаций, с указанием поставщиков, объема и цены закупаемых ресурсов; б) тарифы для потребителей, установленные для этих ресурсоснабжающих организаций, с указанием реквизитов нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы; в) тарифы на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей. Информация о привлечении к административной ответственности Если в предыдущем календарном году управляющая организация, ТСЖ или кооператив привлекались к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, то они обязаны сообщить о количестве таких случаев, разместив в открытом доступе копии документов о применении мер административного воздействия, а также сообщив о мерах, принятых для устранения таких нарушений. НЕ ХОТИТЕ – ЗАСТАВИМ! В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 06.04.2011) не допускается ограничение доступа к информации, в отношении которой свободный доступ установлен федеральными законами. Если управляющая организация, товарищество или кооператив не раскрывают информацию или делают это не в полном объеме, если нарушают способы или сроки раскрытия информации, каждый из нас вправе: 1). Пожаловаться в органы государственного жилищного надзора в субъектах РФ (Госжилинспекции), на которые возложен контроль за соблюдением Стандарта раскрытия информации. За нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями порядка раскрытия информации ст. 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен административный штраф от 250000 до 300000 рублей. 2). Пожаловаться в Прокуратуру. 3). Обратиться в суд общей юрисдикции. Если на сегодня судебная практика по подобным спорам практически отсутствует, то в ряде регионов нашей страны проверки исполнения Стандарта раскрытия информации уже проводятся. Например, по данным Госжилинспекции Москвы, если на 1 февраля 2012 года из существующих 478 управляющих компаний, 159 сообщали о себе только название и адрес, то по состоянию на 23 марта таких организаций оставалось всего 18. Общая сумма штрафов по итогам проверок только в феврале-марте 2012 года составила 6 млн. 405 тыс. рублей. Не остаются в стороне и общественные организации. На территории Московской области в рамках социального проекта «Добрососедство» уже больше года проводится общественный контроль за соблюдением управляющими компаниями права неограниченного круга потребителей на получение свободного доступа к информации, проводится правовой анализ договоров управления, размещенных в открытом доступе на сайтах. Общественный контроль проводится юристами Объединения потребителей России и Общества защиты прав потребителей Московской области. Результаты контроля показывают, что в первую очередь управляющие организации скрывают информацию о результатах своей финансовой деятельности, сведения о полученных доходах и выполненных работах, а подавляющее большинство договоров управления содержат условия, которые нарушают действующее законодательство. Правовые аспекты соблюдения прав граждан на получение свободного доступа к информации сведены в Реестр организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Московской области. Реестр размещен на сайте Объединения потребителей России (http://potrebitel-russia.ru). В начале 2012 года Объединение потребителей России заявило о намерении формировать, в том числе на основании данных Реестра, различные Рейтинги. Цель их - обобщение информации о деятельности управляющих организаций, о степени их открытости, выявление недобросовестных управляющих организаций, предоставление всем заинтересованным, но не обладающим специальными познаниями лицам возможности сравнения деятельности таких организаций в различных муниципальных образованиям Подмосковья. Эта инициатива была поддержана Правительством Московской области, которое в июле текущего года заявило о проведении в Подмосковье Конкурса управляющих компаний. Организация и проведение Конкурса поручено Государственной жилищной инспекции Московской области и Объединению потребителей России. Итоги Конкурса будут подведены и обнародованы в ноябре 2012 года. | |
Категория: Новости | Просмотров: 1033 | Добавил: ekb |
Всего комментариев: 0 | |