Главная » 2012 » августа » 15 » О раскрытии информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами
23:27
О раскрытии информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами
О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
Авторы:
Соколова Ирина Евгеньевна, руководитель правового управления Объединения потребителей России
Березовская Татьяна Борисовна, руководитель юридического отдела Объединения потребителей России


Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования этим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Функции управления многоквартирным домом чаще всего доверяют организации, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - управляющая организация).  Договор управления многоквартирным домом с такой организацией заключает каждый собственник помещений, а если в доме организовано товарищество собственников жилья или  жилищный кооператив интересы  собственников в договоре управления представляют органы  управления этих организаций. Статья 161 Жилищного кодекса РФ обязала управляющие организации обеспечить свободный доступ к информации о порядке и условиях управления многоквартирными домами. Перечень сведений, которые  должны быть  доведены до граждан,  сроки,  порядок и  способы, которыми эти сведения должны предоставляться  изложены в  Стандарте раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 (в редакции от 06.02.2012).
В соответствии со Стандартом лица, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домам, обязаны обеспечить свободный доступ неограниченного круга лиц  к следующей информации,   независимо от цели ее получения:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе, кооперативе;
б) основные показатели  финансово-хозяйственной деятельности;
в) сведения о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества;
е) сведения о тарифах на коммунальные ресурсы.
Подробнее о составе раскрываемой информации расскажем далее.

ГДЕ ДОЛЖНА  РАСКРЫВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Раскрывать информацию управляющие организации, ТСЖ и кооперативы обязаны   в сети Интернет:
А). На официальном сайте  www.minregion.ru, который определен приказом № 543 от 24.11.2011 Министерства регионального развития  РФ.
Б).  На одном из следующих сайтов, определяемых их по выбору:
- сайт управляющей организации (Стандарт «разрешил» ТСЖ и кооперативам не иметь своего сайта);
- сайт органа исполнительной власти субъекта РФ или сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого осуществляется их  деятельность.
Адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, должен быть размещен на информационных стендах (стойках) и сообщаться по запросу потребителей.
Отсутствие информации на сайтах допускается только на территориях, где отсутствует доступ к сети Интернет.

2. Управляющие организации обязаны разместить информацию, подлежащую раскрытию,  в официальных печатных средствах массовой информации, которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации, осуществляют свою деятельность. От этой обязанности ТСЖ и кооперативы освобождены.
Сведения об изданиях, в которых  размещена информация, управляющие организации обязаны разместить на информационных стендах (стойках) и сообщать по запросу потребителей.

3. Управляющие организации обязаны раскрыть информацию на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации, которые размещаются в местах   доступных неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени управляющей организации. ТСЖ и кооперативы размещают информацию на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома,  доступном для всех собственников.

4.  Раскрытие информации управляющими организациями может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.  ТСЖ и кооперативы делать это не обязаны и могут принимать электронные обращения и отвечать на них  при наличии технической возможности.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в печатных изданиях, управляющая организация, ТСЖ и кооператив имеют право, не раскрывая информацию, сообщить адрес сайта и (или) наименования и реквизиты печатного издания, где была размещена информация.
Письменный запрос подлежит регистрации в день его поступления с присвоением ему регистрационного номера и проставлением соответствующего штампа организации. Ответ на запрос обязаны дать  в 20-дневный срок, причем управляющая организация может  направить его   почтой или выдать лично заявителю в своем офисе,  а ТСЖ и кооперативы обязаны вручить лично по адресу фактического местонахождения органов их управления.
На запрос, поступивший в электронной форме, управляющая организация  обязана ответить   в течение 2, а ТСЖ и кооператив - в течение 5 рабочих дней, причем ответ должен содержать текст запроса потребителя, запрашиваемую информацию, фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, который направил информацию потребителю.

ПОЛНЫЙ  ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИИ,  ПОДЛЕЖАЩЕЙ РАСКРЫТИЮ

 Общая информация об управляющей организации
Управляющая организация обязана сообщить следующие сведения:
а) свое фирменное наименование, фамилия, имя и отчество руководителя  или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
г) режим работы, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками организации и работы диспетчерских служб;
д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении, с указанием их адресов и общей площади помещений;
е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием их адресов и оснований расторжения;
ж) сведения о членстве в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций.

Общая информация о ТСЖ или кооперативе
ТСЖ или кооператив обязаны раскрыть следующие сведения:
а) наименование товарищества или кооператива;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения, наименование органа, принявшего решение о регистрации);
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления, контактные телефоны председателя правления, членов ревизионной комиссии, а также адрес электронной почты (при наличии);
г) режим работы органов управления, в том числе часы личного приема граждан;
д) фамилии, имена и отчества членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии;
е) сведения о членстве товарищества или кооператива в объединениях этих организаций.

Показатели финансово-хозяйственной деятельности  управляющей организации
В перечень раскрываемых показателей входят следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;

  Врезка: Стандарт предписывает годовую бухгалтерскую отчетность   размещать в виде копий, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печатью этой организации (подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации), а при размещении в сети Интернет - в виде электронной копии документов с обязательным отображением  подписей руководителей и печатей организаций.

б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).

Показатели финансово-хозяйственной деятельности  ТСЖ или кооперативов
  Стандарт обязывает товарищества и кооперативы раскрывать такие показатели:
- годовую бухгалтерскую отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
- сметы доходов и расходов на текущий год и год, предшествующий текущему году;
- отчет о выполнении сметы доходов и расходов за год, предшествующий текущему году;
- протоколы общих собраний их членов, заседаний правления и ревизионной комиссии, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества и предоставления коммунальных услуг;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;
- аудиторские заключения за текущий год и за 2 года, предшествующих текущему году;
- информацию о  размере обязательных платежей и взносов, установленных общим собранием для своих членов;
- сведения об образовании специальных фондов, в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества, с указанием размера таких фондов.

Информация об услугах  по содержанию и ремонту общего имущества
Управляющая организация обязана раскрыть информацию о тех услугах по содержанию и ремонту общего имущества, которые оказываются самой управляющей организацией:
а) услуги, оказываемые в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом,  в том числе:
- услуги по обеспечению поставки коммунальных ресурсов;
- сведения о заключении от имени собственников помещений  договоров об использовании общего имущества на условиях, определенных решением общего собрания (например, договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- иные услуги по управлению домом (охрана подъезда, коллективных автостоянок, учет собственников помещений, и т.п.).

Врезка: Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Ст. 162 Жилищного кодекса РФ

Информация о стоимости работ управляющей компании
Информация  должна содержать:
- описание,  периодичность  выполнения, результат каждой работы;
- гарантийный срок (в случае, если гарантия предусмотрена законом или предлагается управляющей организацией);
- описание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества;
- стоимость каждой работы в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений, на 1 пог. метр инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Сведения о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества, раскрываемые управляющей компанией
Управляющая организация обязана раскрыть следующую информацию:
а) проект договора управления, который заключается с собственниками помещений, ТСЖ и кооперативами, который должен содержать все существенные условия;

Врезка:  В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны следующие существенные условия:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Ст. 162 Жилищного кодекса РФ

б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- план работ на срок не менее 1 года, с указанием периодичности, сроках и факте их выполнения, а также сведения  о причинах отклонения от плана;
- перечень мер, направленных на снижение расходов на выполняемые работы;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества, за нарушения качества коммунальных услуг, за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год.

Сведения о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества, раскрываемые ТСЖ или кооперативом
ТСЖ или кооператив, раскрывая такую информацию, обязаны сообщить следующие сведения:
- годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, а также описание каждой работы (услуги);
-  отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества  и предоставлению коммунальных услуг;
- сведения о заключении товариществом или кооперативом договоров об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества и предоставлению коммунальных услуг, а также иных договоров, которые обеспечивают содержание и ремонт общего имущества  и предоставление коммунальных услуг, с указанием  сторон этих договоров, сроков и стоимости по каждому договору отдельно;
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ, данные о   количестве случаев снижения платы по таким фактам.

Сведения о тарифах на коммунальные ресурсы
В рамках этой информации раскрытию управляющей организацией, товариществом или кооперативом подлежат следующие сведения:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые закупаются у ресурсоснабжающих организаций, с указанием поставщиков, объема и цены закупаемых ресурсов;
б) тарифы для потребителей, установленные для этих ресурсоснабжающих организаций,  с указанием реквизитов нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы;
в) тарифы на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей.

Информация о привлечении к административной ответственности
Если  в предыдущем календарном году управляющая организация, ТСЖ или кооператив  привлекались к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, то  они обязаны сообщить  о  количестве таких случаев, разместив в открытом доступе копии документов о применении мер административного воздействия, а также сообщив о мерах, принятых для устранения таких нарушений.

НЕ ХОТИТЕ – ЗАСТАВИМ!

В соответствии со  статьей 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 06.04.2011) не допускается ограничение доступа к информации, в отношении которой свободный доступ установлен федеральными законами.
Если управляющая организация, товарищество или кооператив не раскрывают информацию или делают это не в полном объеме, если нарушают способы или сроки раскрытия информации,      каждый из нас вправе:
1). Пожаловаться в  органы государственного жилищного надзора в субъектах РФ (Госжилинспекции),  на которые возложен  контроль за соблюдением  Стандарта раскрытия информации. За нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями порядка раскрытия информации ст. 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрен административный штраф от 250000 до 300000 рублей.
2). Пожаловаться в Прокуратуру.
3). Обратиться в суд общей юрисдикции.
Если на сегодня судебная практика по подобным спорам практически отсутствует, то в ряде регионов нашей страны проверки исполнения Стандарта раскрытия информации уже проводятся. Например, по данным Госжилинспекции Москвы,   если на 1 февраля 2012 года   из существующих 478  управляющих компаний, 159 сообщали о себе только название и адрес, то по состоянию на 23 марта таких организаций оставалось всего 18. Общая сумма штрафов по итогам   проверок  только в феврале-марте 2012 года составила  6 млн. 405 тыс. рублей. 
Не остаются в стороне и общественные организации. На территории Московской области в рамках социального проекта «Добрососедство» уже больше года проводится общественный контроль за соблюдением управляющими компаниями права неограниченного круга потребителей на получение свободного  доступа  к информации, проводится правовой анализ договоров управления, размещенных в открытом доступе на сайтах. Общественный контроль проводится юристами Объединения потребителей России и Общества защиты прав потребителей Московской области. Результаты контроля показывают, что в первую очередь управляющие организации скрывают информацию о результатах своей финансовой деятельности, сведения о полученных доходах и выполненных работах, а подавляющее большинство договоров управления содержат условия, которые нарушают действующее законодательство. Правовые аспекты соблюдения     прав граждан на получение свободного доступа к информации сведены в Реестр организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на территории  Московской области. Реестр размещен на сайте Объединения потребителей России (http://potrebitel-russia.ru).  В начале 2012 года Объединение потребителей России заявило о намерении формировать, в том числе на основании  данных Реестра,  различные Рейтинги. Цель их -     обобщение  информации о деятельности управляющих организаций, о степени их открытости, выявление недобросовестных управляющих организаций, предоставление всем заинтересованным, но не обладающим специальными познаниями лицам возможности сравнения деятельности таких организаций в различных муниципальных образованиям Подмосковья. Эта инициатива была поддержана Правительством Московской области, которое в июле текущего года заявило о проведении в Подмосковье Конкурса управляющих компаний. Организация и проведение Конкурса поручено Государственной жилищной инспекции Московской области и Объединению потребителей России. Итоги Конкурса будут подведены и обнародованы в ноябре 2012 года.
Категория: Новости | Просмотров: 1033 | Добавил: ekb
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]